Семинар-совещание председателей избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации с участием руководителей информационных центров
избирательных комиссий субъектов Российской Федерации
30 июня - 1 июля 2005 года.

В ЦИК России состоялся семинар-совещание председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации с участием руководителей информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации

На совещании обсуждались задачи избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по совершенствованию правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов, рассматривались вопросы организации муниципальных выборов, финансового контроля при проведении выборов и референдумов, совершенствования практики регистрации (учета) избирателей, участников референдума, повышения эффективности использования ГАС “Выборы”.

В совещании приняли участие Председатель ЦИК России А.А. Вешняков, члены ЦИК России, председатели избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, руководители информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, а также Руководитель Администрации Президента Российской Федерации Д.А. Медведев, представители Федерального Собрания Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, других федеральных органов государственной власти, политических партий.

ДОКЛАД
Председателя Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации А.А.Вешнякова на семинаре-совещании
председателей избирательных комиссий субъектов
Российской Федерации 30 июня 2005 года

О совершенствовании правоприменительной практики при подготовке и проведении выборов и референдумов и повышении эффективности использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”

Уважаемые коллеги!

За прошедший год после нашего всероссийского совещания, на котором были рассмотрены итоги федеральных избирательных кампаний 2003-2004 годов, проведены выборы законодательных органов государственной власти 19 субъектов Российской Федерации, высших должностных лиц 13 регионов, повторные и дополнительные выборы депутатов Государственной Думы четвертого созыва по пяти одномандатным избирательным округам, референдум в трех регионах по объединению в новый субъект Российской Федерации - Красноярский край. В первом полугодии 2005 года проведены муниципальные выборы более чем в двух тысячах муниципальных образований, состоялись более трехсотпятидесяти местных референдумов, связанных с реформой местного самоуправления.

Это только видимая часть работы, помимо которой избирательными комиссиями осуществлялись меры по повышению квалификации кадров избирательных комиссий, велся мониторинг практики применения законодательства о выборах, готовились предложения, многие из которых нашли отражение в новеллах уже принятых законов, регулирующих правоотношения в избирательной сфере.

Немало сделано региональными организаторами выборов и по реализации мероприятий, связанных с образованием новых муниципальных образований, учету избирателей, улучшению организационно-технического обеспечения региональных фрагментов Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы”.

Характеризуя основные итоги региональных избирательных кампаний 2004 и первой половины 2005 годов, можно отметить следующее.

Во-первых, избирательные комиссии всех уровней в основном добросовестно и профессионально выполняли свою главную задачу - организацию выборов и референдумов, проводили их в соответствии с законодательством, открыто и гласно.

Во-вторых, касаясь выборов депутатов законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с применением смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы, следует сказать об оправданности осуществленного перехода именно к такому порядку формирования представительных органов власти. Анализ всех прошедших кампаний по выборам в региональные парламенты подтверждает, что переход от мажоритарной к смешанной избирательной системе значительно способствовал развитию политических партий, их “походу в регионы”, становлению там партийных отделений, и, что особенно важно, - повышению ответственности политических партий и приближению их к избирателям в регионах. Напомню, анализ и обобщение опыта применения смешанной избирательной системы изложен в записке, принятой на заседании ЦИК России три недели назад, которая была направлена во все регионы страны, в федеральные органы власти и размещена на Интернет-сайте ЦИК России.

В-третьих, региональные выборы показали, что без развитой партийной системы, действующей в условиях свободной конкуренции политических партий, которые несут реальную ответственность перед избирателями за своих кандидатов, позитивный потенциал института представительной демократии в должной мере реализоваться не может.

На совещании годичной давности мы с вами определили комплекс мер, направленных на повышение эффективности избирательной системы. Отмечу наиболее существенное из того, что уже сделано.

Как и было заявлено, мы, опираясь в том числе на ваш опыт, тщательно проанализировали и особенности, и закономерности нескольких десятков избирательных кампаний.

Проведенный в ЦИК России мониторинг правоприменительной практики и поступившие от региональных избирательных комиссий предложения позволили подготовить предложения по развитию избирательного законодательства, которые были изложены в аналитической записке и стали предметом общественной дискуссии осенью 2004 года во всех регионах Российской Федерации, а также в средствах массовой информации, на парламентских слушаниях в Государственной Думе.

Главным итогом этой работы стали подготовленные ЦИК России проекты соответствующих федеральных законов, в том числе проект нового федерального закона “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”, который был принят в прошлом месяце. Этим законом предусматриваются выборы всего депутатского корпуса Государственной Думы по пропорциональной системе, отказ от института избирательных блоков, увеличение числа региональных групп, на которые должен быть разделен федеральный список кандидатов, предоставление права региональным отделениям политических партий создавать собственные избирательные фонды на выборах депутатов Государственной Думы и многие другие новеллы.

Вчера во втором чтении был принят законопроект “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации”, вносящий изменения в 13 федеральных законов, регулирующих избирательные правоотношения. Мы надеемся, что окончательное принятие его Государственной Думой, одобрение Советом Федерации и подписание Президентом России состоится в июле этого года.

Наиболее объемные и существенные изменения вносятся в Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав. Кратко перечислю наиболее важные:

1) вводятся единые дни голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления - второе воскресенье марта, и в качестве “дополнительного” - второе воскресенье октября. Предусматривается поэтапный переход на такую систему голосования в регионах России, в частности, в 2005 году субъекты Российской Федерации могут это делать по своему усмотрению. При этом не допускается совмещение дней голосования на выборах разного уровня, в результате которого избиратель был бы вынужден голосовать более чем по четырем избирательным бюллетеням, за исключением бюллетеней, выданных в связи с проведением досрочных, повторных или дополнительных выборов;

2) отменяется институт избирательных блоков на выборах всех уровней;

3) устанавливается максимальная величина заградительного барьера на выборах депутатов региональных парламентов с применением пропорциональной системы - он не может превышать 7 процентов;

4) с 25 до 50 процентов увеличивается число кандидатов, при выбытии которых без вынуждающих обстоятельств из списка кандидатов, списку кандидатов соответствующей политической партии отказывают в регистрации или же отменяют регистрацию уже зарегистрированного списка;

5) закрепляется право местных отделений политических партий выдвигать своих кандидатов на муниципальных выборах;

6) вводится возможность применения электронного голосования на ограниченном числе избирательных участков.

Заслуживает быть отмеченным и тот факт, что в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие административную ответственность руководителей избирательных комиссий за нарушение порядка подсчета голосов, порядка обработки итогов голосования, выдачу заверенной копии протокола об итогах голосования, содержащей данные, которые не соответствуют данным, содержащимся в первом экземпляре соответствующего протокола. Также введено два новых состава административных правонарушений: нарушение порядка составления повторного протокола об итогах голосования и нарушение порядка и сроков хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов.

В Федеральном законе “О политических партиях” в 10 раз увеличено государственное финансирование партий, доказавших свою состоятельность на выборах в парламент России. При этом изменен порядок финансовой отчетности политических партий, который теперь предусматривает ежегодное предоставление в ЦИК России сводного финансового отчета о поступлении и расходовании средств в отчетном году. Кроме того, с целью оперативного контроля за финансовой деятельностью политических партий закреплена их обязанность ежеквартально предоставлять сведения о поступлении и расходовании средств в ЦИК России, а региональных отделений - в избирательную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации.

ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации получают полномочия осуществлять проверку сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, контроль за источниками и размерами имущества, получаемых партиями в виде вступительных и членских взносов, а также пожертвований от граждан и юридических лиц.

Цель этих изменений: обеспечить реальный контроль за порядком финансирования партий, сделать более прозрачной для общества их финансовую деятельность. Система избирательных комиссий с использованием ГАС “Выборы” должна будет обеспечить решение этой важной задачи.

К сожалению, не все предложения ЦИК России нашли поддержку в Государственной Думе. Например, была отвергнута норма, препятствующая применению технологии так называемых “рекламных кандидатов”, в соответствии с которой политическая партия, допущенная к распределению депутатских мандатов, лишается мандата, если кандидат, включенный в общефедеральную часть списка кандидатов или занимающий первое место в региональной группе кандидатов, откажется от мандата без вынуждающих к тому обстоятельств.

Несомненно, новеллы, предусмотренные проектом федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации о выборах и референдумах и иные законодательные акты Российской Федерации”, потребуют соответствующих уточнений законодательства о выборах субъектов Российской Федерации, и это надо будет сделать, вам, уважаемые коллеги из регионов России, сразу после ожидаемого в конце июля вступления в силу вышеназванного федерального закона. Особенно это актуально для тех субъектов Российской Федерации, где до конца 2005 года планируется провести выборы в законодательные органы власти.

Теперь о ГАС “Выборы”.

За последние два года работа ГАС “Выборы” переведена на современный, качественно новый уровень.

Достигнутые возможности системы обеспечивают информационную прозрачность всех этапов подготовки и проведения выборов и референдумов и одновременно повышают требования к качеству работы избирательных комиссий, в том числе участковых. Задержка в размещении данных, любая ошибка, допущенная комиссиями в протоколах об итогах голосования и сводных таблицах, становятся заметными для общественности благодаря сети Интернет и системе ГАС “Выборы”. Таким образом, граждане могут ознакомиться не только с итогами выборов, но и оценить работу всех избирательных комиссий.

Мы убедились, что использование ГАС “Выборы” способствует повышению доверия граждан России к работе избирательной системы при условии обеспечения высокого уровня организации работы избирательных комиссий и их открытости общественному контролю.

В текущем году планируется продолжить применение комплексов обработки избирательных бюллетеней на региональных и местных выборах, начать испытания электронных устройств голосования, осуществить доработку специального программного обеспечения ГАС “Выборы” в связи с изменениями федерального и регионального избирательного законодательства, а также в целях обеспечения информационной безопасности в условиях новых потенциальных угроз.

При увеличении в 40 раз объема данных, вводимых избирательными комиссиями в ГАС “Выборы” и оперативно размещаемых в сети Интернет, росте посещаемости сайтов ЦИК России и региональных избирательных комиссий отмечается снижение количества жалоб на работу избирательных комиссий.

Предлагаемое законодательное ужесточение требований к составлению повторных протоколов участковых избирательных комиссий, выдаче заверенных копий протоколов, установление административной ответственности за соответствующие нарушения, а также системная работа избирательных комиссий субъектов Российской Федерации и территориальных комиссий по обучению организаторов выборов участкового звена должны полностью устранить недостатки и нарушения, которые пока еще отмечаются при установлении итогов голосования.

Исходя из этого, всем нам предстоит в первоочередном порядке решить следующие задачи:

- обеспечить строгое соблюдение норм федеральных законов, документов ЦИК России, ФЦИ при ЦИК России, связанных с функционированием ГАС “Выборы”, в том числе соблюдение требований информационной безопасности, особенно при работе с базой данных “Регистр избирателей, участников референдума”. Об актуальности этого требования говорят зафиксированные факты распространения за деньги конфиденциальной информации, включая персональные данные о гражданах, как это уже не раз случалось с базами данных ГИБДД, сведениями о клиентах банков и об абонентах сотовой связи;

- организовать должный подбор и техническую подготовку системных администраторов, продолжить работу по уменьшению текучести кадров, которая сегодня в среднем достигает чуть меньше 10 процентов;

- реализовать рекомендации ЦИК России по возложению полномочий окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, там где это возможно и целесообразно, на соответствующие территориальные комиссии, которые имеют комплексы средств автоматизации ГАС “Выборы”, и отработать порядок установления итогов голосования с использованием этих комплексов;

- обеспечить силами информационных центров с привлечением специалистов сервисных центров готовность фрагмента ГАС “Выборы” к проведению общероссийской тренировки при условном проведении федеральных выборов, совмещенных с иными выборами на территории субъектов России. Такую общероссийскую тренировку мы планируем провести в первом полугодии 2006 года.

Одной из наиболее острых проблем на прошлогоднем совещании были названы недостатки в организации системы учета избирателей в субъектах Российской Федерации.

В целях совершенствования взаимодействия, в том числе в сфере регистрации (учета) избирателей, ЦИК России в феврале этого года заключила соглашение с Министерством внутренних дел Российской Федерации, а в мае - дополнительный Протокол № 1.

Формирование баз данных со сведениями об избирателях на уровне ЦИК России и региональных избирательных комиссий проводится впервые и должно осуществляться совместно с органами государственной власти и администрациями муниципальных образований.

Как вы знаете, по согласованию с каждой региональной комиссией был утвержден план формирования баз данных об избирателях и определен срок - до 30 июня, то есть до сегодняшнего дня. В целом по России на комплексах ГАС “Выборы” региональных комиссий сформирована база данных об избирателях на 74,5 процента, а наполнение этих баз паспортными данными избирателей составляет лишь 48,3 процента.

Те избирательные комиссии, которые с первого дня начали искать пути решения этой задачи, достигли высоких результатов. Это избирательные комиссии республик Адыгеи, Калмыкии, Карелии,

Марий Эл, Краснодарского и Ставропольского краев, Астраханской, Ростовской, Ульяновской и Читинской областей, городов Москвы и

Санкт-Петербурга. Но в целом выполнение работы по составлению регистра избирателей нас не удовлетворяет. Да, действительно, при решении этой задачи возникают и объективные проблемы, связанные в основном с недостатками в техническом оснащении паспортных столов и органов ЗАГС.

Мы готовы скорректировать сроки завершения работ по наполнению базы данных паспортными данными всех избирателей России. Но эта работа должна быть завершена до 1 декабря 2005 года.

Полагаем, что работа по созданию единого регистра избирателей должна получить дополнительный импульс в связи с уточнением в Федеральном законе об основных гарантиях избирательных прав ряда норм, определяющих порядок взаимодействия различных ведомств, органов местного самоуправления, избирательных комиссий при составлении регистра избирателей, а также с учетом одобрения 9 июня Правительством Российской Федерации Концепции создания системы персонального учета населения Российской Федерации. ЦИК России совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации готова к сотрудничеству с министерствами и ведомствами по реализации этого проекта с учетом потенциала ГАС “Выборы”.

Важнейшей задачей, стоящей перед избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, является всемерное содействие проведению муниципальных выборов, запланированных на второе полугодие.

В ходе реформы местного самоуправления число муниципальных образований увеличилось почти вдвое (с 12 с половиной тысяч до 24 тысяч). При этом предстоящей осенью должны быть сформированы органы местного самоуправления более чем в четырнадцати с половиной тысячах сельских и городских поселений, восьмистах муниципальных районах, двухстах пятидесяти городских округах. Во всех новых муниципальных образованиях выборы должны быть проведены, как требует закон, до 1 ноября.

В решении такой масштабной задачи вам, уважаемые коллеги, - руководителям избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, - отводится роль основных координаторов в проведении муниципальных выборов. Следовательно, и ответственность за их надлежащее проведение также возлагается на вас.

Избирательная комиссия каждого субъекта Российской Федерации обязана обеспечить соблюдение гарантий избирательных прав граждан на соответствующей территории, осуществлять все необходимые действия для реализации этих прав и следить за тем, чтобы не было нарушений закона при проведении муниципальных выборов.

Для этого Федеральный закон об основных гарантиях наделил региональные избирательные комиссии полномочиями по контролю за соблюдением избирательных прав, в том числе правом рассматривать жалобы на решения избирательных комиссий муниципальных образований, а также по обеспечению реализации мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, по внедрению и развитию средств автоматизации, профессиональной подготовке членов комиссий всех уровней.

Кроме того, надо иметь в виду, что региональным избирательным комиссиям законами соответствующих субъектов Российской Федерации могут быть предоставлены дополнительные полномочия при проведении муниципальных выборов.

Наиболее важные практические вопросы организации муниципальных выборов в ходе реформы местного самоуправления в Российской Федерации были рассмотрены 26 мая на заседании ЦИК России.

Предложения и выводы по организации и проведению муниципальных выборов ЦИК России изложила в соответствующей записке, с которой вы уже имели возможность ознакомиться. Не повторяя всё ее содержание, хотел бы еще раз обратить внимание на наиболее проблемные места в организации муниципальных выборов.

В связи с резко возросшим количеством муниципальных выборов региональные комиссии должны усилить работу по координации их подготовки, добиваясь оптимального совмещения полномочий избирательных комиссий. Изучение практики показало, что далеко не везде возможность совмещения полномочий избирательных комиссий различного уровня, предоставленная законодательством, активно используется. На наш взгляд, излишние уровни избирательных комиссий могут затруднить работу всей совокупности комиссий, участвующих в проведении муниципальных выборов.

Один из эффективных вариантов совмещения полномочий комиссий заключается в возложении полномочий окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований на соответствующие территориальные избирательные комиссии, которые на сегодняшний день имеют достаточный кадровый, организационно-технический потенциал, в том числе комплексы средств автоматизации ГАС “Выборы”. К принятию таких решений нужно подходить обоснованно, учитывать численность избирателей на территории, местонахождение центра избирательного округа, транспортную доступность и другие существенные обстоятельства.

Нам известно, что серьезным затруднением в подготовке муниципальных выборов является нехватка подготовленных кадров для работы в избирательных комиссиях муниципальных образований. Полагаем уместным обратиться к опыту решения этой проблемы, в том числе посредством грамотной организации обучения членов избирательных комиссий, накопленному в Приморском и Хабаровском краях, Костромской, Новосибирской, Тамбовской, Тюменской, Челябинской, Ульяновской и других областях.

Важнейшей задачей избирательных комиссий остается обеспечение достаточной информированности избирателей. Помимо доведения информации о дате и месте голосования необходимо разъяснять избирателям цели, основное содержание реформы местного самоуправления и ее ожидаемые результаты. Люди должны располагать информацией о статусе органа местного самоуправления, его основном предназначении и полномочиях. Без этого не добиться повышения заинтересованности избирателей в участии в выборах.

Прошедшие муниципальные выборы выявили недостаточную развитость и низкую активность отделений политических партий, особенно в сельских поселениях. Региональные и местные отделения не проявляют высокой активности ни в формировании избирательных комиссий, ни в выдвижении кандидатов.

С учетом этого необходимо наладить постоянное сотрудничество с региональными отделениями политических партий с целью привлечения к работе в избирательных комиссиях их представителей, выдвижения кандидатов на выборах в органы местного самоуправления. Видимо вам следует организовать и провести семинары с представителями региональных и местных отделений политических партий по вопросам участия в муниципальных выборах в условиях действия нового избирательного законодательства, а также использовать и другие формы сотрудничества.

Особого внимания заслуживает тема правонарушений, совершаемых членами избирательных комиссий. Прежде всего тех, когда организаторы выборов осознанно искажают избирательные документы, в том числе данные об итогах голосования. Подобное деяние совершил, в частности, секретарь территориальной избирательной комиссии города Орехово-Зуево Московской области, руководитель группы контроля за работой ГАС “Выборы” М.В.Царьков, одновременно являвшийся системным администратором комплекса средств автоматизации. В ходе подведения итогов выборов Президента Российской Федерации в марте прошлого года этот “специалист” внес изменения в данные 13 из 58 протоколов участковых избирательных комиссий, размещаемых в ГАС “Выборы”, увеличив количество проголосовавших избирателей более чем на 6 тысяч человек, а показатель явки - с 49,8 до 55,7 процента. Согласно приговору Орехово-Зуевского городского суда М.В. Царьков был признан виновным и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 20 тыс. рублей. Его полномочия как члена территориальной избирательной комиссии были прекращены в связи с вступлением в силу решения суда, а по настоянию ЦИК России он был освобожден от занимаемой должности.

Серьезной проблемой, отмеченной на прошлогоднем совещании, были действия членов ряда избирательных комиссий в городе Москве, содержащие признаки уголовно наказуемого деяния. Прокуратура по результатам расследования возбудила уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного статьей 1421 УК РФ (фальсификация итогов голосования). В ходе следствия было установлено, что данные сводных таблиц двух территориальных избирательных комиссий не соответствуют данным первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий по 10 избирательным участкам. В частности, данные о явке избирателей на эти участки были завышены более чем на 2900 избирателей. Трем кандидатам на должность Президента страны приписали 4822 голоса избирателей. На 590 голосов уменьшили волеизъявление высказавшихся “против всех”.

Удивителен итог: уголовные дела были прекращены в связи с отсутствием события преступления, поскольку органам прокуратуры не удалось установить, что выявленные несоответствия в избирательных документах явились результатом умышленного искажения данных с целью фальсификации итогов голосования.

В результате проверки органами прокуратуры по району “Внуково” было выявлено нарушение порядка подсчета голосов избирателей на двух избирательных участках. Председатели этих участковых комиссий были привлечены к административной ответственности и подвергнуты административному наказанию в виде штрафов.

Также за искажение в избирательных документах данных о голосовании судами приговорены соответственно к 3 и 2,5 годам лишения свободы условно председатели двух участковых избирательных комиссий в Приморском крае и Сахалинской области, где проходили выборы главы Владивостока и в Сахалинскую областную думу.

В связи с этим необходимо сказать о проблеме обеспечения неотвратимости наказания и адекватных административных и уголовных санкциях к нарушителям избирательных прав граждан. Надо признать, что на практике это обеспечивается далеко не всегда. Приведу примеры нарушений, произошедших в 2003-2004 годах, рассмотрение которых компетентными органами затянулось до 2005 года.

Так, по известному беспрецедентному преступлению - незаконному изготовлению на выборах Президента Республики Башкортостан в 2003 году около 200 тысяч экземпляров избирательных бюллетеней - меры наказания выявленного нарушителя оказались, с нашей точки зрения, абсолютно неадекватными: директор типографии при Администрации Президента республики, в которой были тайно изготовлены бюллетени, оштрафован мировым судьей в мае этого года на годовую зарплату - 300 тыс. рублей. При этом расследование этого важного дела длилось более полутора лет, а заказчики преступления следствием не были установлены. После вынесенного преступнику наказания в виде штрафа возникает вопрос уже к самому правосудию. Неужели попытка перечеркнуть волеизъявление избирателей, то есть, по сути, попытка присвоения власти путем фальсификации бюллетеней, представляет настолько малую общественную опасность, что ее можно расценивать как некое хулиганство? Отмечу, что часть 3 статьи 142 УК РФ предусматривает альтернативные санкции, в том числе лишение свободы на срок до трех лет.

Две недели назад прокуратура Республики Башкортостан обжаловала приговор мирового судьи в отношении директора типографии, расценив его как слишком мягкий. Уголовное дело в части установления заказчиков преступления выделено в отдельное производство и расследование по нему продолжается окружным отделом Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

Не менее впечатляющие деяния совершили председатели 21 участковой избирательной комиссии и территориальной избирательной комиссии Тахтамукайского района Республики Адыгея. На федеральных парламентских выборах в декабре 2003 года они внесли заведомо ложные сведения в протоколы об итогах голосования по 21 избирательному участку, приписав почти 3 тысячи голосов политической партии “Единая Россия”. Через полгода после этого прокуратура Республики Адыгея возбудила уголовное дело по статье 1421 УК РФ, а затем в сентябре 2004 года, несмотря на имеющиеся доказательства, старшим следователем прокуратуры Тахтамукайского района уголовное дело было прекращено “за отсутствием состава преступления”. Далее оно дважды вновь возобновлялось прокурором района, который посчитал, что факты фальсификации установлены. Однако в феврале этого года дело было прекращено за отсутствием в действиях председателей участковых избирательных комиссий состава преступления.

После того как ЦИК России обратилась в Генеральную прокуратуру Российской Федерации по вопросу о привлечении виновных лиц к ответственности, установленной законом, постановление о прекращении уголовного дела в отношении председателя территориальной избирательной комиссии Тахтамукайского района было отменено, производство по делу возобновлено и дело направлено в районную прокуратуру для проведения дополнительного расследования.

Казалось бы, избирательные комиссии Тахтамукайского района должны были сделать вывод, по крайней мере о том, что за указанные деяния может последовать наказание, но - нет, в ходе выборов Президента Российской Федерации 12 участковых избирательных комиссий этого же района вновь сфальсифицировали избирательные протоколы, приписав лидеру президентской гонки более двух тысяч голосов. И опять возбужденные по этим фактам дела были прекращены “в связи с деятельным раскаянием виновных лиц в содеянном, и тем, что допущенные нарушения избирательного законодательства не повлияли по существу на итоги выборов”. Так записано в прокурорском постановлении. То есть дела попытались, как говорится, замять.

Показанная на этих примерах преобладающая в настоящее время уголовная, административная ненаказуемость нарушителей избирательных прав либо неадекватно мягкие меры наказания дискредитируют власть, дают оппозиции серьезные аргументы для дискредитации выборов в России. Это очень опасно. Анализ так называемых “цветных революций” в ряде стран СНГ показывает, что одной из их причин является потеря доверия общества к органам, обеспечивающим проведение выборов.

Мы очень хотели бы, чтобы нашу озабоченность по этой проблеме восприняли в Генеральной прокуратуре, Верховном Суде Российской Федерации и избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации, и приняли соответствующие меры по исправлению ситуации.

В ходе проведения федеральных и региональных избирательных кампаний были выявлены недостатки в осуществлении комиссиями финансового контроля и нарушения в сфере финансирования выборов. Учитывая недостаточно эффективную деятельность избирательных комиссий в этом направлении, а также наделение региональных отделений политических партий правом создавать собственные избирательные фонды на выборах в федеральный парламент, считаем важным и актуальным совершенствование деятельности контрольно-ревизионных служб при избирательных комиссиях субъектов Российской Федерации.

До сих пор в законах некоторых субъектов Российской Федерации о выборах имеются пробелы, не позволяющие организовать эффективный финансовый контроль. В частности, отсутствуют нормы, определяющие создание контрольно-ревизионных служб при нижестоящих избирательных комиссиях.

По-прежнему недостаточно внимания избирательные комиссии уделяют использованию программных средств ГАС “Выборы”, в частности, задаче “Контроль избирательных фондов”, как одного из инструментов финансового контроля. Как правило, возможности этой задачи достаточно полно реализуются только в целях контроля за движением денежных средств на специальных избирательных счетах. Другие же функциональные возможности, например, по проверке источников пожертвований, зачастую не используются вообще.

Серьезным упущением является то, что избирательные комиссии и контрольно-ревизионные службы при них, за редким исключением, не занимаются проверкой соответствия финансовых отчетов кандидатов, политических партий, избирательных блоков их реальным расходам на предвыборную агитацию.

Заслуживают серьезного анализа нарушения, выявленные при финансировании избирательной кампании на губернаторских выборах в Рязанской области. Рязанский областной суд, рассмотрев заявление одного из бывших кандидатов об отмене результатов губернаторских выборов, установил, что при сборе подписей и проведении предвыборной агитации в поддержку кандидата Г.И. Шпака имело место использование значительных денежных средств помимо его избирательного фонда. Непосредственное отношение к этому имели доверенные лица кандидата. Доказан и факт подкупа избирателей по поручению кандидата в виде оплаты паломнических поездок граждан, на что израсходовано более полумиллиона рублей. Выяснилось, что непосредственными исполнителями этих поручений были опять-таки доверенные лица.

Основной акцент судом был сделан на то, что подкуп в силу ограниченного числа подкупленных избирателей, принимавших участие в поездках, и значительного перевеса количества голосов, поданных в поддержку кандидата Г.И. Шпака по отношению к его ближайшему конкуренту, не мог повлиять на действительную волю всех избирателей и поэтому не может считаться основанием для признания выборов недействительными. Данное решение областного суда оспорено и в настоящее время передано по настоянию заявителя в кассационную инстанцию - в Верховный Суд Российской Федерации.

Этот рязанский прецедент показал необходимость корректировки законов для пресечения незаконного финансирования на выборах.

С этой целью в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс Российской Федерации по инициативе ЦИК России вносятся изменения, предусматривающие ответственность за расходование кандидатами, избирательными объединениями, а также иными лицами с целью достижения определенного результата на выборах денежных средств, не перечисленных в соответствующие избирательные фонды (соответственно статьи 5.18, 5.20 КоАП и 1411 УК РФ).

В июле текущего года планируется завершить корректировку федерального законодательства о выборах. С учетом сказанного, а также с учетом накопленного опыта применения федеральных законов, ЦИК России считает необходимым подготовить и выпустить в июне 2006 года новую редакцию научно-практического комментария к Федеральному закону “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации”, а за год до выборов депутатов Государственной Думы (то есть в декабре 2006 г.) издать научно-практический комментарий к Федеральному закону “О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации”.

В заключение, уважаемые коллеги, еще несколько предложений по нашему взаимодействию, направленных на повышение качества работы избирательных комиссий, совершенствование правоприменительной практики.

В связи с возрастающими требованиями к организации избирательного процесса, введением новых норм в федеральное законодательство, подготовкой региональных и муниципальных выборов, необходимостью повышения эффективности применения ГАС “Выборы” и финансового контроля возникает потребность использования новых форм взаимодействия ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации.

Предлагаем образовать Совет председателей избирательных комиссий субъектов Российской Федерации при ЦИК России, в рамках которого на периодических, например, ежеквартальных заседаниях, рассматривать наиболее проблемные вопросы совершенствования организации подготовки избирательных кампаний и референдумов.

В состав этого Совета могли бы входить семь председателей региональных комиссий - по одному от каждого федерального округа. Наверное, целесообразна была бы ежегодная ротация членов Совета.

В случае вашего согласия мы готовы начать подготовку соответствующего положения об этом консультативном органе с учетом ваших предложений.

Нам также необходимо осуществить ряд мер по совершенствованию информационного обмена. Для этой цели избирательные комиссии субъектов Российской Федерации должны более эффективно использовать возможности ГАС “Выборы” и Интернет-портала ЦИК России. Информация о деятельности региональных комиссий должна представляться на соответствующих сайтах более полно, включая планы работы.

ЦИК России, в свою очередь, планирует и дальше информировать о всех значимых мероприятиях по выборной тематике, в том числе выпуская ежедневные дайджесты ведущих федеральных СМИ, региональных печатных изданий. Все это в оперативном режиме рассылается на места по электронной почте.

В течение второго полугодия ФЦИ при ЦИК России осуществит плановые поставки нового компьютерного оборудования для подключения к сети Интернет всем избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, создав, таким образом, в полном объеме техническую базу для улучшения нашего с вами информационного обмена.

Предлагаю обсудить идею проведения ежегодного конкурса среди избирательных комиссий субъектов Российской Федерации по нескольким номинациям, например:

o безупречная подготовка и проведение региональных выборов с наименьшим количеством обоснованных претензий со стороны кандидатов и политических партий;

- наиболее эффективная информационно-разъяснительная работа с избирателями и информационная открытость;

o наиболее качественная работа по учету избирателей;

o эффективная организация профессиональной подготовки членов избирательных комиссий в субъекте Российской Федерации.

Уважаемые коллеги, участники совещания!

Впереди у нас очень сложная и ответственная работа по подготовке и проведению выборов в многочисленные органы местного самоуправления, региональные парламенты, подготовке федеральных избирательных кампаний.

Для решения стоящих перед нами задач мы имеем необходимую правовую базу, опыт и, главное, - желание не только объективно оценивать достигнутые результаты, видеть существующие проблемы, но и энергично, целенаправленно их решать.

Такова позиция Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Спасибо за внимание!

Приглашаю к обсуждению доклада.

 

ВЫСТУПЛЕНИЕ
Руководителя Администрации Президента Российской Федерации
Д.А. Медведева на семинаре-совещании председателей избирательных комиссий
субъектов Российской Федерации 30 июня 2005года

 

Уважаемые коллеги, благодарю вас за приглашение принять участие в вашем совещании.

Сегодня обсуждаются один из самых фундаментальных вопросов о совершенствовании правоприменительной практики в ходе подготовки и проведения различных выборов, а также конкретные предложения, направленные на повышение эффективности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации ГАС “Выборы”, и ряд других основных вопросов жизнедеятельности нашей избирательной системы.

В докладе Председателя ЦИК России прозвучало много интересных предложений, был дан серьезный “разбор полетов” за прошедший период. Важно, что эти предложения опираются на довольно серьезный опыт проведения выборов за последние десять лет как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Очевидно, что избирательная система должна постоянно и последовательно совершенствоваться. Самое значительное участие в этом должна принимать ЦИК России с учетом ее роли. Отмечу, что целый ряд законодательных инициатив Президента Российской Федерации, принятых с 1994 года, был подготовлен именно на основе разработок и предложений вашей Комиссии. Рассчитываю, что вы и впредь будете принимать самое заинтересованное участие в работе по совершенствованию избирательной системы. Тем более что с учетом произошедших изменений в области партийного строительства, в сфере формирования региональной исполнительной власти подобного рода работа весьма и весьма полезна.

На протяжении последних десяти лет политическая жизнь в России не раз показывала, что без эффективной сбалансированной партийной системы институт выборов не может полностью раскрыть свой потенциал - потенциал демократического развития. На формирование такой развитой партийной системы, на повышение реальной политической конкуренции и были направлены последние законодательные инициативы Президента Российской Федерации. Это прежде всего принятый в новой редакции Федеральный закон о выборах депутатов Государственной Думы, предусматривающий переход на пропорциональную систему избрания всех депутатов. Это те изменения, о которых Председатель ЦИК России только что говорил и которые рассматриваются в настоящий момент Государственной Думой, среди них такие важные изменения, как введение единого дня голосования на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления в субъектах Российской Федерации. Это такие серьезные новеллы в нашем избирательном законе, как отмена института избирательных блоков, десятикратное увеличение государственного финансирования политических партий, усиление административной ответственности за те правонарушения, о которых было сказано Председателем ЦИК России А.А. Вешняковым. В свете его выступления, может быть, стоит подумать и о об усилении уголовной ответственности.

Важно, что все эти изменения происходят за два года до предстоящих федеральных выборов, то есть не непосредственно перед ними, а с учетом подготовки к ним.

Соответственно и партиям, и избирательным комиссиям, и обществу в целом следует максимально серьезно отнестись к этим изменениям и подготовиться к такому, крайне ответственному, этапу политической жизни нашей страны.

Одна из важнейших задач - организация муниципальных выборов. Понятно, что для нас такого рода выборы тоже определенная новелла, поскольку значительно увеличено общее количество органов местного самоуправления, а более половины из них предстоит избрать уже осенью этого года.

Цель предстоящей реформы тоже известна - это создание открытой и ответственной системы управления на местном уровне. Будем надеяться, что эти выборы пройдут на достойном уровне и мы получим адекватную и ответственную местную власть.

Важнейшей также является задача информационного сопровождения и разъяснительная деятельность региональных избирательных комиссий. Цели и само содержание реформы местного самоуправления должны быть понятны и прозрачны для всего населения.

Разумеется, что и федеральная власть будет всемерно способствовать подготовке и проведению этих выборов с использованием того потенциала, который есть у государственных СМИ, и регулятивного потенциала органов управления на местах для того, чтобы выборы прошли на должном организационном и технологическом уровне.

Оптимизация избирательного процесса невозможна без использования новейших технологий. На опыте целого ряда стран известно, что неспособность организаторов выборов оперативно и полно представить общественности результаты избирательных кампаний может использоваться в политической борьбе и привести к самым разным для государства результатам: по сути, даже может послужить одним из источников дестабилизации в стране. Поэтому в числе стратегических задач, стоящих перед организаторами выборов, - развитие и эффективное использование автоматизированной системы ГАС “Выборы”. А реализованный в ней в соответствии с законодательством технологии, делают избирательный процесс более открытым, гласным и создают условия для общественного контроля.

В заключение хотел бы пожелать всем присутствующим плодотворной работы, а самое главное, успехов в реализации намеченных планов.


Дата: 01.07.2005